Высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач – глава Минобрнауки

Высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач – глава Минобрнауки

Высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач – глава Минобрнауки

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил 6 июня 2024 года на пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа». В ходе доклада он заявил, что совершенствование системы высшего образования должно быть выверенным и последовательным.

Единое образовательное ядро

По словам министра, пилотный проект по обновлению системы высшего образования показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей.

«Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — сказал Валерий Фальков.

Сетевые программы

За последние годы по запросу работодателей вузы открыли уже больше сотни сетевых программ. На них студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих университетов страны для подготовки по актуальным для отраслей региона профессиям, например в сфере судо- и авиастроения, пояснил глава Минобрнауки.

Баланс знаний

По мнению Валерия Фалькова, высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда. Для этого наряду с фундаментальностью, которая обеспечивает выпускнику широкий кругозор и одновременно глубокие профессиональные знания, нужно обеспечить гибкость образовательных программ.

Практическая подготовка

В своем докладе глава Минобрнауки России отметил, что в рамках пилотного проекта по обновлению системы высшего образования все университеты увеличили объем практической подготовки студентов. «Это позволяет, в том числе сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели», — подчеркнул министр.

Бюджетные места

Валерий Фальков заявил, что при обновлении системы высшего образования будет существенно скорректирован механизм установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Как отметил Министр, уже с этого года основой для планирования и распределения таких мест будет единый прогноз кадровой потребности. Его будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.

Магистратура и аспирантура

 Валерий Фальков рассказал об изменениях в магистратуре и аспирантуре в рамках обновления системы высшего образования. Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займет свое место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта. Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей. «Ее цель — не диплом, а защита диссертации на соискание ученой степени», — отметил глава Минобрнауки России.

Развитие регионального образования

Валерий Фальков констатировал, что система высшего образования должна быть тесно связана с гармоничным пространственным развитием страны.

«Актуальной проблемой для абсолютного большинства регионов является отъезд выпускников школ для получения высшего образования в крупные города. Развитие системы высшего образования — тот вопрос, который мы с вами обсуждаем, — конечно, должно учитывать этот вызов и помогать регионам создавать привлекательные условия для закрепления молодежи. И здесь важнейшая роль принадлежит вузам, которые должны обеспечить качественное высшее образование», — подчеркнул министр.

Международное признание российских дипломов

Валерий Фальков рассказал о признании российских дипломов за рубежом в рамках обновления системы высшего образования.

«Не болонская система давала преференции российским дипломам. Признание российского образования за рубежом — это межправительственные соглашения, их у России сегодня 73, и это число увеличивается», — сказал глава Минобрнауки.

По его словам, каждое межправсоглашение автоматически позволяет России признавать дипломы, ученые степени, ученые звания стран-партнеров и, соответственно, признавать российские дипломы в той стране, с которой заключено соглашение. В целом же политика признания образования выстраивается на базе Международной стандартной классификации образования (МСКО), принятой ЮНЕСКО в 2011 году.

Этот документ позволяет соотнести между собой разные образовательные системы и будет служить надежной основой признания российского высшего образования даже в тех странах, с которыми соответствующее соглашение пока не заключено.

Источник: НИУ МГСУ 

Возврат к списку

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»