В Госдуму внесут пакет законопроектов, направленный на регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства, в том числе, ввести федеральные стандарты, устанавливающие требования к СРО, документ находится в распоряжении РИА Новости.
Пакет законопроектов внесут на рассмотрение парламента члены комитета Госдумы по строительству и ЖКХ во главе с председателем комитета Сергеем Пахомовым. Изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ, а также в КоАП РФ.
"Законопроектом предлагается: введение федеральных стандартов, устанавливающие требования к членству в СРО, введение федеральных стандартов по проведению контроля за деятельностью участников организаций, введение расширенного перечня оснований для отказа в приеме в состав СРО и исключения из его членов, введение обязанности члена СРО уведомлять организацию не только о совокупном размере обязательств по договорам, но и о заключенным конкурентным способом договорам подряда, а также соглашениям к ним, введение перечня мер дисциплинарного воздействия", - сказано в пояснительной записке.
В документе отмечается, что суть СРО в строительной отрасли состоит в обеспечении допуска на строительный рынок только подрядчиков, имеющих высокую квалификацию, посредством разработки и утверждения правил и стандартов бизнес-деятельности, а также в дополнение к надзору государственного уровня - контроля за соблюдением обязательных требований. Однако, анализ Минстроя России показал, что сложившаяся система саморегулирования в строительной отрасли основным функциям уделяет наименьшее внимание. Отмечаются недостаточная эффективность СРО, завышая взносы в компенсационные фонды, они сформировали неэффективный механизм имущественной ответственности перед потребителями.
Кроме того, федеральные стандарты будут согласовываться с Минстроем и Минэкономразвития.
Депутаты также предлагают ввести административную ответственность национальных объединений СРО и расширить ответственность самих СРО (за прием в состав саморегулируемой организации лица, не соответствующего установленным требованиям, за непринятие мер по исключению такого лица из СРО, за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия), а также ввести персональную ответственность руководителей СРО, кроме того, предусматривается их дисквалификация на срок от одного года до трех лет за повторные нарушения.
Помимо прочего, в законодательстве будет закреплено право Минстроя направлять в национальные объединения обязательных к исполнению уведомлений о недопустимости нарушения установленных требований участниками строительства.
Также авторы инициативы предлагают упростить процедуру исключения сведений о СРО из госреестра, "в случае несоответствия количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования, Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки".
"В течение 2024 года мы неоднократно обращали внимание и Минстроя России, и национальных объединений на необходимость проработки следующего этапа реформирования системы саморегулирования в целях формирования полноценной системы контроля и ответственности. Должен отметить оперативную работу Минстроя России в этой части – в достаточно короткий срок мы совместно проанализировали проблемы и выработали консолидированные решения. НОСТРОЙ и НОПРИЗ не оставались в стороне и принимали участие в этой работе", - пояснил РИА Новости Пахомов.
Парламентарий добавил, что в проектировании сегодня работает почти 56 000 организаций, в изыскании — 19 000, в стройке около 100 000, если СРО допускает их на рынок, то за каждую должны нести ответственность, вплоть до персональной ответственности самих руководителей таких СРО.
"Настало время в полной мере всем осознать и запустить эту формулу, а каждому ее элементу взять свою часть ответственности за ее реализацию, начать наконец-то эффективно выполнять те самые функции, ради которых они были созданы в существующей системе саморегулирования", - заключил он.