Сметы оторвались от реальности

Сметы оторвались от реальности

Сметы оторвались от реальности

На Национальном форуме инфраструктурных компаний участники рынка обсудили наиболее острые проблемы отрасли — речь прежде всего идет о ценообразовании по госконтрактам, не отражающем реальный рост себестоимости строительства. Среди других проблем — некорректный учет зарплат в дорожном строительстве, приводящий к занижению сметной стоимости объектов, а также несоответствие применяемых для расчета цен индексов реальной инфляции и отсутствие постоянных механизмов пересмотра цены контракта.

Приступая к реализации обновленного нацпроекта «Инфраструктура для жизни» стоимостью 10 трлн руб. до 2030 года и шестилетнего плана дорожной деятельности (9,2 трлн руб.), участники Национального форума инфраструктурных компаний искали способы решения наиболее острых отраслевых проблем. Глава РСПП Александр Шохин заявил, что 2025 год для отрасли «переломный». С одной стороны, необходимо сохранить набранные темпы строительства для того, чтобы не потерять накопленный потенциал («он пригодится, когда мы выйдем из чрезвычайного режима»). С другой — рынок инфраструктуры сейчас живет в условиях серьезной неопределенности, оценок возможного влияния последствий торговых войн на него пока нет.

В целом, как следовало из обсуждения, ситуация в секторе складывается непростая — как отметил первый замглавы Минтранса Валентин Иванов, есть случаи банкротства компаний и расторжения госконтрактов. Основную причину отраслевые эксперты видят в нерешенных проблемах ценообразования.

По словам господина Иванова, сметная стоимость «стоит на месте», в то время как затраты строительства, в частности цена ресурсов, зарплаты, процентные ставки, лизинговые платежи, растут.

Среди застарелых проблем сектора — нерешенность вопроса отраслевых зарплат. Сейчас для расчета сметной стоимости строительства используются региональные нормативы, которые существенно ниже реальных зарплат в секторе дорожного строительства. Как отметил председатель совета директоров компании «Автобан» Алексей Андреев, предприятия в такой ситуации «вынуждены либо залезать в прибыль, останавливая свое развитие (если вообще прибыль есть)», либо брать кредиты или вовсе банкротиться. В связи с этим участники рынка предложили установить среднеотраслевые размеры оплаты труда.

Проблему участники рынка видят и в несоответствии используемых сейчас при определении сметной стоимости индексов («Инвестиции в основной капитал») реальному уровню инфляции в отрасли, в связи с чем высказывались предложения по введению отраслевых индексов. Отметим, в правительстве ранее уже признали, что действующие индексы не отражают структуру себестоимости строительства — запланирована их актуализация в «дорожной карте» по совершенствованию ценообразования в строительстве.

Также на форуме предлагалось запретить заказчикам искусственно занижать максимальную (начальную) стоимость контрактов за счет применения понижающих коэффициентов (для приведения ее в соответствие с выделенными лимитами).

Как пояснил Александр Шохин, в таких ситуации подрядчики вынуждены отказываться от участия в конкурсе, поскольку не могут гарантировать выполнение работ, соответственно, возникает риск участия в закупках недобросовестных подрядчиков.

Звучали и предложения по внедрению постоянных механизмов реагирования на изменение цен на строительные ресурсы. Алексей Андреев предлагал возобновить действие механизма пересмотра цен госконтрактов — напомним, ранее для строительных госконтрактов, заключенных до 1 января 2023 года, позволялось на фоне скачков цен на ресурсы увеличить стоимость стройки предельно на 30%. Поскольку сейчас механизм не работает, отметил господин Андреев, «строительные организации начинают накапливать убытки». Как добавил гендиректор «Мостострой-11» Нацпроектстроя Николай Руссу, его необходимо распространить на контракты, действующие и с 1 января 2023 года. По словам Александр Шохина, необходимо предусмотреть возможность пересчета цены контракта при увеличении заказчиком сроков контракта — с учетом высокой инфляции сейчас это является существенной проблемой для подрядчиков.

Фото: stroi.mos.ru

Источник: «КоммерсантЪ» 

Возврат к списку

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»