Несколько законопроектов о регулировании платформенной экономики внесены в Госдуму

Несколько законопроектов о регулировании платформенной экономики внесены в Госдуму

Несколько законопроектов о регулировании платформенной экономики внесены в Госдуму

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в России.

Соответствующий проект закона № 959244-8 размещен в четверг в базе законодательной деятельности палаты парламента РФ.

Инициатива разработана в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ, говорится в пояснительной записке.

Законопроектом определяются основные понятия, ранее не установленные в законах РФ, в том числе понятие "платформенная экономика", под которым понимается совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с законопроектом "цифровая платформа" - это информационная система и сайт в Интернете и программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Законопроектом предусматривается, что предоставление доступа к цифровым платформам должно основываться на принципах равенства и запрета дискриминации, соблюдения требований законодательства РФ.

Цифровые платформы, обеспечивающие в совокупности взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющие техническую возможность размещения заказов и (или) карточек товаров, совершения сделок между партнерами и пользователями, осуществления оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнера, и включенные в реестр посреднических цифровых платформ, определяются как посреднические цифровые платформы (ПЦП), говорится в пояснительной записке.

В целях формальной определенности предлагается, чтобы реестр ПЦП велся уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При этом устанавливается, что взаимодействие оператора и партнеров осуществляется на основании договора между ними после проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером, посредством Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо идентификации и аутентификации с использованием единой системы. Такой договор может быть заключен в электронной форме на ПЦП.

Законопроект устанавливает требования к размещению карточки товара партнером на ПЦП. Так, оператор обязан обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке информации о партнере, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнера разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также информации об исполнении требований по маркировке товаров. Кроме того, оператор должен разместить в карточке информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке, если такое требование установлено законодательством.

Одной из ключевых обязанностей оператора, отражающих существо платформенной экономики, является размещение в карточке товара информации о том, что он не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг и не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг (за исключением случаев, когда оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени), отмечается в документе.

Законопроект прямо запрещает размещение на ПЦП карточки товара, содержащей, в том числе предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию или не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ биологически активных добавок, лекарственных препаратов и медицинских изделий, не прошедших регистрацию в соответствии с законодательством РФ.

Устанавливается процедура изменения договора между оператором и партнером. По общему правилу в случае одностороннего изменения оператором договора между оператором и партнером такое лицо обязано направить уведомление не менее чем за 15 дней до вступления такого изменения в силу.

Оператор вправе ограничивать доступ к личному кабинету ("блокировка") и (или) ограничить или прекращать размещение карточки товара, если указанные меры предусмотрены в договоре между оператором и партнером, в случаях нарушения партнером законодательства РФ, а также обнаружения признаков и (или) факта неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету.

При этом устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования на ПЦП действий (бездействия) оператора, связанных с применением мер ответственности, "блокировкой", снижением рейтинга партнера, ухудшения положения карточки товара в поисковой выдаче. Законопроект вводит особенности взаимодействия операторов и партнеров-исполнителей. Устанавливаются требования к логистической инфраструктуре оператора и особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа.

В целях обеспечения государственных контрольных функций предусмотрены обязательный информационный обмен операторов ПЦП с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ.

Настоящий закон в случае принятия вступает в силу с 1 марта 2027 года.

В четверг правительством внесен в Госдуму сопутствующий проект закона (959248-8) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ". Он разработан в целях установления требований к размещению предложений о продаже товаров, обязанностях и ответственности владельцев агрегаторов, являющихся в соответствии с проектом федерального закона "О платформенной экономике в РФ" операторами посреднических цифровых платформ перед потребителем.

Также в четверг внесен в Думу и размещен в базе законодательной деятельности еще один законопроект (959258-8) с поправками в КоАП РФ об установлении ответственности операторов посреднических цифровых платформ за неисполнение требований, предусмотренных законом "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ", а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, за нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров, утвержденных статьей 11.1 закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".

Фото: Viettel

Источник: «Интерфакс» 

Возврат к списку

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»