Государственная Дума в весеннюю сессию предполагает рассмотреть немалое количество законопроектов, многие из которых затрагивают строительную отрасль.
Законопроект № 797012-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (о расширении перечня объектов, при обеспечении строительства которых ППК "Единый заказчик в сфере строительства" будет осуществлять функции государственного заказчика и застройщика)» принят в 1 чтении.
Цель законопроекта – установление возможности в исключительных случаях по решению Правительства РФ допускать участие ППК «Единый заказчик» в правоотношениях, связанных с осуществлением капитальных вложений в исключенные объекты.
При этом изменения учитывают, что ППК «Единый заказчик» также не осуществляет функции, предусмотренные Законом № 435-ФЗ, в отношении объектов, которые могут одновременно являться исключенными объектами и объектами транспортной инфраструктуры, зданиями и сооружениями, необходимыми для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, объектами обороны страны и безопасности государства.
Также предлагается урегулировать вопрос о передаче ППК «Единый заказчик» законченных строительством объектов в связи с имеющимися различными подходами по данному вопросу федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им эксплуатирующих организаций. Изменениями предусмотрены полномочия Правительства РФ по установлению порядка передачи ППК «Единый заказчик» законченных строительством объектов.
Законопроект № 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ (о совершенствовании саморегулирования в строительстве)» внесен на рассмотрение.
Предусмотрена стандартизация деятельности СРО путем введения общих стандартов организации, утверждаемых Национальными объединениями и обязательных для СРО. Перечень таких стандартов, порядок их разработки, согласования и утверждения предлагается устанавливать федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства. Такие стандарты будут содержать требования к членству в СРО, к осуществлению своих функций органами СРО, в том числе специализированными (контрольными и дисциплинарными), а также перечень мер дисциплинарного воздействия, перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО и исключения из членов СРО. При этом СРО самостоятельно определяет содержание своих стандартов и внутренних документов с учетом положений федеральных стандартов.
Одновременно устанавливается порядок оценки Национальными объединениями соблюдения законодательства РФ. По ее итогам Национальное объединение будет направлять в СРО обязательное для исполнения СРО уведомление. При этом уточняются содержание такого уведомления и правила взаимодействия члена СРО, Национального объединения и органа надзора за СРО в случае выявления нарушений установленных требований.
Кроме того, упрощается процедура внесудебного исключения сведений о СРО из государственного реестра в случае несоответствия количества ее членов, размера компенсационного фонда СРО и нарушения регионального принципа формирования для строительных СРО.
Причем лишение статуса недобросовестных СРО не будет зависеть от каких-либо ограничений, вводимых при проведении контрольно-надзорной деятельности. В иных случаях исключение из членов СРО будет возможно только в судебном порядке по иску органа надзора за СРО.
Вводится обязанность органов строительного надзора, органов исполнительной власти и организаций, проводивших экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, уведомлять Национальные объединения об основаниях, которые стали причиной для подготовки ими соответствующего отрицательного заключения.
Предусмотрено дальнейшее развитие инструментов обеспечения открытости деятельности СРО и их членов, и интеграция сведений единого реестра членов СРО и их обязательств с НРС. При этом вводится обязанность работника в случае прекращения трудовых отношений с членом СРО направить соответствующую информацию в Национальное объединение, которое ведет указанные реестры, а также обязанность члена СРО уведомлять СРО о заключенных, расторгнутых и исполненных договорах в определенный срок.
Также предлагается усилить профилактику нарушений обязательных требований участниками строительства путем наделения федерального органа исполнительной власти полномочиями по направлению в Национальные объединения СРО обязательных к исполнению уведомлений.
Законопроект № 775871-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ (по вопросам технического обслуживания лифтового оборудования в многоквартирных домах)» внесен на рассмотрение.
Он разработан в целях совершенствования порядка использования и содержания лифтов, лифтовых шахт и помещений, в которых имеется лифтовое оборудование, в многоквартирном доме, а также повышения уровня безопасности эксплуатации указанных объектов.
Предусматривается, что при наличии в многоквартирном доме указанных объектов, они эксплуатируются только при условии осуществления их технического обслуживания, включающего текущий ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, включенными в реестр специализированных организаций, наделенных правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию лифтов, лифтовых шахт и помещений в многоквартирном доме.
Техническое обслуживание лифтов, лифтовых шахт и помещений в многоквартирном доме осуществляется специализированной лифтовой организацией на основании договора о техническом обслуживании лифтов, лифтовых шахт и помещений в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – с собственниками помещений в таком доме, а также с лицами, ответственными за содержание помещений в многоквартирном доме.
При этом предусматривается, что в субъекте РФ – городе федерального значения Москве могут быть установлены особенности организации технического обслуживания лифтов, лифтовых шахт и помещений в многоквартирном доме.
Законопроект № 681325-8 «О внесении изменения в статью 29.2 Градостроительного кодекса РФ (о количестве парковочных мест, оборудованных зарядными устройствами для электротранспорта)» внесен на рассмотрение.
Предлагается обязать органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливать в региональных нормативах градостроительного проектирования предельные значения расчетных показателей минимально допустимого количества парковочных мест, оборудованных зарядными устройствами для электротранспорта, в количестве не менее пяти процентов от общего числа парковочных мест.
Предлагается сделать обязательной рекомендацию Минстроя России по установлению парковочных мест на стоянках автомобилей, оборудованных зарядными устройствами, в количестве не менее 5% общего числа мест.
Законопроект № 659095-8 «О внесении изменения в статью 52-2 Градостроительного кодекса РФ (в части установления Правительством РФ типовых условий договора о реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов)» принят в 1 чтении.
Он подготовлен в целях наделения Правительства РФ полномочиями по установлению типовых условий договора о реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
Предлагаемые изменения позволят сократить сроки согласования условий Договоров с правообладателями существующих линейных объектов за счет применения типовых условий договора о реконструкции, капитальном ремонте существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, устанавливаемых Правительством РФ.
Законопроект № 797061-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (о наделении Правительства РФ полномочиями по установлению особенностей применения законодательства об электроэнергетике, о теплоснабжении и жилищного законодательства в период введения специальных режимов)» принят в 1 чтении.
Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по определению своим правовым актом перечня территорий субъектов РФ (частей территорий субъектов РФ, отдельных муниципальных образований), в которых устанавливаются особенности применения положений законодательства РФ в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, регулирования жилищных отношений, а также на установление состава указанных особенностей.
Анализ правоприменительной практики показывает, что на территориях отдельных субъектов РФ возникают негативные последствия, связанные с доступом к объектам электро- и теплосетевого хозяйства для их поддержания в состоянии, обеспечивающем надежное и бесперебойное снабжение потребителей энергетическими (коммунальными) ресурсами, обеспечением учета электрической и тепловой энергии, потребляемой на указанных территориях, а также с определением стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой на оптовом и розничном рынках в объеме перетока на указанные территории.
Для решения указанных проблем на таких территориях требуется оперативное введение особенностей функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности и особенностей функционирования сферы теплоснабжения.
Законопроект № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" (о распределении полномочий по строительству и содержанию объектов железнодорожного транспорта регионального и местного значения, в том числе пешеходных мостов и тоннелей)» внесен на рассмотрение.
Предложение по внесению изменений сформировано на основании необходимости разделения сферы ответственности на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений по содержанию, строительству новых и приведению к нормативному состоянию существующих объектов инфраструктуры, в частности, пешеходных мостов и тоннелей.
Внесение изменений установит корректные адресные требования по отнесению расходов на проектирование, строительство, реконструкцию, включая электрификацию, и содержание пешеходных мостов, тоннелей в зависимости от их назначения.
При предлагаемом подходе разграничения вопросов финансирования владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования будет доступно планировать строительство или реконструкцию объекта, основываясь на результатах своей эксплуатационной деятельности и технологической оптимальности, а при необходимости участвовать в реализации совместных инвестиционных проектов.
Генеральным планом субъекта РФ должно быть предусмотрено строительство сети дорог, строительство новых мостов, транспортных развязок и надземных (подземных) пешеходных переходов улично-дорожной сети.
Проектировать транспортную сеть и улично-дорожную сеть городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, остановочными пунктами междугородного сообщения.
Учет совокупности социальных, транспортных, экономических, экологических факторов, природных особенностей является обоснованием долгосрочной стратегии застройки, минимизирует риски увеличения расходов бюджета субъектов Российской Федерации