Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 517404 о внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
Согласно положениям Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - 162-ФЗ) применение национального стандарта (ГОСТа) является обязательным для изготовителя в случае публичного заявления о соответствии продукции этому стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации, а для СТО/ТУ таких требований не предусмотрено.
Таким образом, если производитель изготавливает продукцию в соответствии с ГОСТом и заявляет об этом, например, на упаковке продукции, он несёт за это ответственность. Производитель же, заявляющий о производстве продукции по собственным СТО/ТУ (содержание которых в большинстве случаев никому, кроме самого производителя неизвестно), такой ответственности не несёт.
С целью исключения правовой неопределённости и повышения доверия потребителей к безопасности и качеству продукции, производимой по СТО/ТУ, разработан настоящий законопроект, предусматривающий обязательность применение требований СТО/ТУ для изготовителей в случае его публичного заявления о соответствии продукции данным СТО/ТУ.
Необходимо отметить, что действующие положения 162-ФЗ предусматривают возможность регистрации СТО/ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов - государственном информационном ресурсе (далее - ФИФС). Регистрация осуществляется добровольно по заявлению держателя СТО/ТУ на основе проведённой экспертизы, предусматривающей, в частности, что требования СТО/ТУ должны соответствовать действующим на территории РФ техническим регламентам и не противоречить национальным стандартам.
После внесения СТО/ТУ в ФИФС они становятся документом национальной системы стандартизации со всеми правовыми последствиями.
При этом при экспертизе проверяется соответствие СТО/ТУ положениям законодательства, а также и то, что заложенные в СТО/ТУ нормы не снижают требований к данной продукции, предусмотренных ГОСТ.
Законопроект же предусматривает установление обязательной процедуры регистрации СТО/ТУ в ФИФС в случае публичного заявления производителя о соответствии произведённой продукции требованиям СТО/ТУ, что позволит решить две проблемы – открытость требований СТО/ТУ для контролирующих органов и необходимость проведения их экспертизы на соответствие всем действующим обязательным требованиям.
Законопроектом предусматривается развитие нормативных основ проведения экспертизы СТО/ТУ, распространение её на утверждённые СТО/ТУ и передачу полномочий по утверждению соответствующего порядка Росстандарту, за которым в настоящее время закреплено определение порядка проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации (к ним относятся СТО/ТУ, зарегистрированные в ФИФС).
В порядке проведения экспертизы СТО/ТУ, и их проектов, будут предусмотрены вопросы защиты интеллектуальной собственности, а также возможность проведения экспертизы не только в ТК/ПТК по стандартизации, но и в центрах стандартизации, метрологии и сертификации, находящихся в ведении Росстандарта.
Реализация законопроекта потребует:
- актуализации Положения о Росстандарте (утв. ПП РФ от 17.06.2004 г. № 294), Положения о Минпромторге России (утв. ПП РФ от 05.06.2008 г. № 438), Порядка регистрации СТО/ТУ в ФИФС (утв. приказом Росстандарта от 30.04.2021 г. № 651);
- отмены Порядка проведения экспертизы проектов СТО/ТУ, представляемых разработчиком в соответствующие ТК/ПТК по стандартизации (утв. приказом Минпромторга России от 06.07.2017 г. № 2171);
- принятия приказа Росстандарта, устанавливающего порядок проведения экспертизы СТО/ТУ и их проектов.