Чтоб и плыл, и бурил, и с геологом дружил, или Как выбрать снегоболотоход для инженерных изысканий

Чтоб и плыл, и бурил, и с геологом дружил, или Как выбрать снегоболотоход для инженерных изысканий

Чтоб и плыл, и бурил, и с геологом дружил, или Как выбрать снегоболотоход для инженерных изысканий

В статье, опубликованной на страницах электронного издания «ГеоИнфо», рассмотрены особенности специализированных снегоболотоходов серии «Тром», оснащённых буровыми установками, предназначенными для бурения инженерно-геологических и гидрогеологических скважин, геологоразведочных работ в труднодоступных болотистых и северных регионах, в том числе в условиях вечной мерзлоты и слабонесущих грунтов.

Вездеход Тром 8 с буровой установкой Т-2 привлекает невысокими затратами на капремонты и выгодной стоимостью сервисного обслуживания, низким расходом топлива, высокой ремонтопригодностью в полевых условиях и впечатляющей выносливостью. Всё это формирует значительный запас прочности и обеспечивает крайне высокий коэффициент полезного использования техники.

Предлагаем ознакомиться с публикацией и видеоматериалами: 

Так уж сложилось, что работа полевого геолога нередко забрасывает его в такие места, где успешная реализация поставленных задач, а порой и жизнь специалиста, зависят не от опыта и компетенций, а от надежности техники. Не космос, конечно, но, например, обширные заболоченные территории Западной Сибири, ХМАО, ЯНАО тоже могут создать непреодолимые барьеры на пути к результату. И тут на помощь приходят вездеходы-снегоболотоходы, которые медленно, но верно преодолевают любые препятствия на своем пути, не ломаются, не тонут, не застревают… Если к этому моменту вы уже скептически улыбнулись, значит этот материал вам понравится и будет полезен.

Да, и еще кое-что. Одновременно с вышеперечисленным для некоторых регионов действуют особые природоохранные требования, которые нельзя игнорировать. В частности, в Арктике после схода снежного покрова практически полностью запрещена эксплуатация гусеничной техники и тяжелого колесного транспорта. Это связано с риском повреждения растительного покрова и верхнего слоя грунта: образующиеся глубокие колеи приводят к быстрой эрозии почвы и нарушению экосистем.

ЧТО ЕСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Сегодня для геологов, географов и других специалистов, которым по работе приходится оказываться в труднодоступной местности, существует довольно много предложений от российских производителей вездеходов, в том числе подходящих для оснащения буровыми станками. Например, BV-206 (Альянс «Восток-Запад»), гусеничный транспорт от Алтайтмс, серия «Вея» от Завода вездеходных машин, разные модели от Специальных транспортных машин («Ирбис», «Бобр», «Тайга»), снегоболотоход FENIX. У всей этой техники есть свои достоинства и недостатки, которые хорошо известны как производителям, так и пользователям. Поэтому сегодня обратим внимание на еще одну серию вездеходной спецтехники, оснащенную буровой установкой (с возможностью выполнять статическое зондирование с максимальной нагрузкой 8 тонн). Это снегоболотоход Тром 8 с буровой установкой Т-2 и снегоболотоход Тром 20 с буровой установкой Т-3. Разработчики учли все многообразие существующих проблем и исправили их в своей разработке. Здесь и высокая проходимость, и колоссальная экономия, и доступные в любом российском городе запчасти для ремонта, если таковой потребуется. То есть, никаких простоев, никаких проблем с сезонностью и с болотистой местностью, никаких срывов сроков и опасных для жизни и здоровья геолога ситуаций (разумеется, при условии соблюдения техники безопасности). Дальше расскажем обо всем подробно.  

photo_2025-04-09_14-04-15.jpg

КАК СНЕГОБОЛОТОХОД МОЖЕТ ЭКОНОМИТЬ

Экономия на топливе

Тром 8 оснащен двигателем мощностью всего 65 л. с. Но он легко перевозит до 1500 кг полезного груза по воде, расходуя всего 5–6 литров дизельного топлива. Для сравнения, аналогичные модели других производителей обычно обладают двигателями мощностью от 110 до 200 л. с. и при сопоставимой нагрузке потребляют в 2-3 раза больше топлива. При этом многие классические вездеходы декларируют грузоподъемность в 2–4 т, но на болотах 4-й категории фактически могут перевозить лишь 1–2 т. Тром 8, напротив, сохраняет заявленную грузоподъемность в 1,5 т даже на плаву, а по твердым грунтам может взять до 2 т груза без потери проходимости.

Экономия на трале и спецсопровождении

Существенным преимуществом снегоболотохода Тром 8 является его способность к транспортировке по дорогам общего пользования без дорогостоящих разрешений, поскольку его габариты (7500 x 2530 x 2900 мм) не требуют специального сопровождения. Вездеход официально маркируется как «Тихоходное транспортное средство» и оснащен необходимыми световыми и звуковыми сигналами, что позволяет при наличии прав категории AIII свободно перемещаться по дорогам. Максимальная масса Тром 8 с грузом составляет 6 т, благодаря чему машину можно перевозить на прицепе за вахтовкой КамАЗ, Урал, ГАЗон или другим грузовиком, не прибегая при этом к услугам трала.

  photo_2025-04-09_14-04-17.jpg

Экономия благодаря надежности

Тром 8, завязнув в болоте 4-й категории, не уходит под воду благодаря малому весу, большой площади опоры и внушительному запасу водоизмещения. Машина остается на плаву с работающим двигателем, пока экипаж извлекает её с помощью лебедки или болотного якоря в случае отсутствии естественных точек зацепа. Продуманные технологии исключают возникновение необходимости эвакуации вторым вездеходом

Видео 1. Поведение шасси вездехода ТРОМ 8 на ковровом болоте

Отсутствие нужды в дополнительном вездеходе и малая глубина погружения Тром 8 в болоте обеспечивают высокую эффективность при выполнении задач. Коэффициент полезного использования в нефтегазовых и энергетических компаниях достигает 85–90%, тогда как для аналогичных вездеходов других производителей он составляет всего 50–65%.

Конструкция Тром 8 включает два моста и восемь колес с приводом, что упрощает трансмиссию: всего одна раздаточная коробка и три карданные передачи. Двигатель мощностью 65 л. с. обеспечивает достаточную силу для тяжелых условий, а балансирная подвеска сохраняет сцепление всех колес с поверхностью. Такое сочетание – малый вес, высокая проходимость и умеренная мощность – придает машине исключительную эффективность.

В трансмиссии Тром 8 применено минимум деталей, все запчасти отечественного производства и легко доступны. Это снижает стоимость обслуживания, а разгруженная трансмиссия повышает надежность вездехода.

photo_2025-04-09_14-04-19.jpg 

Экономия на сезонности, но не на экологии

Тром 8 обладает уникально низким удельным давлением на грунт – всего 160 г/смІ (с полезным грузом), что позволяет ему беспрепятственно перемещаться по арктическому грунту в летнее время, уже после схода снежного покрова. При этом машина не нарушает строгие экологические требования, касающиеся воздействия на почвенные и приземные экосистемы.

Для сравнения, эксплуатация гусеничной техники в Арктике в летний сезон практически полностью запрещена, поскольку она формирует глубокие колеи. Тром 8 же, благодаря низкому удельному давлению, не «набивает» колею даже при многократных проездах по одному и тому же маршруту.

Видео 2. Вездеход ТРОМ 8 на болотных окнах

Низкая колейность имеет критическое значение с точки зрения соблюдения экологических норм. Например, после 30–40 проездов классические вездеходы настолько деформируют грунт, что выходят за пределы согласованного «коридора» движения. Это не только портит ландшафт, но и влечет штрафы от экологических служб за следы, оставленные за границами выделенного участка. Поэтому способность Тром 8 сохранять целостность почвы и работать в строго обозначенной зоне дает весомые преимущества для компаний, ведущих деятельность на Крайнем Севере.

БУРОВАЯ УСТАНОВКА Т-2

Буровая установка Т-2 – это универсальный комплекс, выпускаемый 13 лет, созданный для решения широкого спектра задач: от инженерно-геологических изысканий, гидрогеологических исследований и геологоразведки до строительства и выполнения специальных технических операций. Аппарат эффективно справляется с бурением скважин самого разного назначения, статическим зондированием грунтов и исследованием мерзлотных пород без таяния керна.

Благодаря продуманной конструкции установка легко пробуривает скважины глубиной до 25 метров в породах I–IV категорий буримости с использованием вращательного шнекового и колонкового (в «сухую») методов.

Технические характеристики установки впечатляют. При перемещении по воде вездеход с буровой может развивать скорость до 3 км/ч, используя вращение колес, а с опциональным гидровинтом – и все 6 км в час. На грунтовой дороге скорость возрастает до 25 км/ч. Диаметр шнекового бурения при вращательном способе составляет 112 мм при глубине до 25 метров. При колонковом бурении твердосплавным инструментом в «сухую» также достигаются диаметры до 112 мм и глубина до 20 метров. Дополнительно установка обеспечивает давление до 8 тонн при проведении статического зондирования, что позволяет выполнять широкий спектр задач.

Модифицированная установка Т2М специально разработана для работы в сейсморазведке, отличается увеличенной до 200 оборотов в минуту скоростью вращения снаряда и ускоренным передвижением каретки вверх и вниз. А также увеличенным ходом каретки для инструмента длиной 2 метра.

Видео 3. Обзор буровой установки Т-2 на базе вездехода ТРОМ 8

 ТРОМ 20 и Т-3-новинка рынка

Тром 20 с буровой Т-3 отличается от своего младшего собрата гораздо большей мощностью и эффективностью. Но разработчики ставили перед ним и совершенно другие задачи. Так, Тром 20 с буровой Т-3 оснащен буровым инструментом длиной до 3-х метров, усилие вращение у него 700 кг/м при усилии вниз 10 тонн и в верх 10 тонн, скорость 50 км/ч, 7 посадочных мест, максимальный вес 16 тонн, двигатель ЯМЗ 312 л.с. При этом он может превращаться в вездеходный автобус, перевозя до 25 человек. Задача этих машин – работа на мерзлотных грунтах, в сейсморазведке и пр.

Видео 4. Вездеход ТРОМ 20 с буровой установкой Т-3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот уже 18 лет разработчик этой техники Алексей Гринкевич успешно снабжает предприятия ТЭК в Западной Сибири и на Урале уникальными решениями для работы на наиболее труднопроходимых и заболоченных территориях. Ведь в условиях слабонесущих грунтов зачастую сложно найти надежное и безопасное техническое решение, а применение стандартной вездеходной техники обходится слишком дорого и малоэффективно.

Кстати, в Роснефти, Салым Петролеуме, Сибуре и Россетях технику Тром 8 в первую очередь «замечают» экономические отделы. Она привлекает их своими невысокими затратами на капремонты и выгодной стоимостью сервисного обслуживания, а также высокой ремонтопригодностью в полевых условиях и впечатляющей выносливостью. Всё это формирует значительный запас прочности и обеспечивает крайне высокий коэффициент полезного использования техники.  

«На задачу создать плавающую буровую установку нас подтолкнули сами заказчики, – рассказывает Алексей Гринкевич. – Все жаловались, что на рынке нет ни одной плавающей буровой на сверхнизком давлении шин, которая могла бы работать в вечной мерзлоте летом, бережно сохраняя почву.

Вроде бы выбор буровых установок сейчас огромен – можно найти станок на любом шасси. Но заказчики не сдаются и объясняют, что ни одна другая машина не сочетает в себе ряд критически важных качеств для работы в тундре в летний период. Во-первых, чтобы буровая могла давить вниз 7–8 тонн, и в вверх – 7–8 тонн. Бывает, шнеки «закусывает», и жалко их оставлять под землёй. Во-вторых, нужна скорость вращения 0–50 оборотов в минуту с моментом 500 кг/м. Лед вечной мерзлоты «предпочитает» небольшие обороты при давлении в 3–4 тонны, чтобы керн не таял. Третье условие – буровая вместе с шасси должна уметь плавать при форсировании рек и ручьев. Вся тундра иссечена глубокими водными преградами до 2–3 метров, а возводить мосты или строить переправы нереально. Четвёртое – вес буровой со шасси в снаряжённом состоянии не должен превышать шести тонн. Так мы достигаем удельного давления на почву в пределах 140–180 граммов на квадратный сантиметр, чтобы не повреждать ягельное покрытие. Иначе можно получить колоссальные штрафы от Росприроднадзора», – рассказал нам Алексей Гринкевич.

В итоге был создали гидрофицированный снегоболотоход Тром 8, оборудованный буровым станком собственного производства – Т-2. Такая связка отвечает всем требованиям, которые выдвигают заказчики. На сегодняшний день произведено и продано более 200 машин.

Источник: «ГеоИнфо» 

Возврат к списку

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакансиях в компаниях Ассоциации СРО «Центризыскания»