Комитет по инженерным изысканиям Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) приступил к работе по всестороннему анализу положения дел в изыскательской сфере деятельности с целью разработки на этой основе «дорожной карты» развития инженерных изысканий в Российской Федерации. Об этом сообщил член Комитета, вице-президент Ассоциации СРО «Центризыскания», заместитель генерального директора по реализации крупных градостроительных проектов АО «Мосинжпроект» Андрей Антипов в своем выступлении на пленарной конференции «Роль Национального объединения изыскателей и проектировщиков в повышении качества подрядных работ и предупреждении причинения вреда», которая состоялась 10 апреля 2023 года в рамках программы XII Всероссийского съезда НОПРИЗ.
Данная разработка началась в марте 2023 года в соответствии с поручением руководства Национального объединения и была поддержана в ходе совещаний, проведенных в Минстрое России и Главгосэкспертизе, сказал Андрей Антипов. В рамках выступления он, рассказал о некоторых проблемах, которые существуют сегодня в инженерных изысканиях, представил примерную структуру будущего рекомендательного документа и некоторые подходы к реализации «дорожной карты».
На протяжении многих лет вопреки международным практикам происходит снижение доли изыскательских работ в общем объеме финансирования строительных проектов. Противодействовать этой тенденции, по мнению докладчика, необходимо путем повышения статуса инженерных изысканий и всего комплекса проектно-изыскательских работ. Делать это необходимо в контексте управления всем жизненным циклом объекта капитального строительства.
Среди проблем Андрей Антипов выделил отказ от территориального принципа проведения инженерных изысканий, который был реализован в советское время крупными региональными трестами (ТИСИЗами) и явное отставание нормативной базы от уровня технологий, применяемых ведущими изыскательскими предприятиями на современном этапе. По его словам, «те стройки, которые на сегодняшний день есть и будут в Российской Федерации, а тем более инфраструктурные проекты, требуют и объектового, и территориального подхода к проведению изысканий одновременно. И отрасли придется в этом направлении работать».
В выступлении Андрея Антипова прозвучало интересное предложение, связанное с формированием межведомственного совета по развитию инженерных изысканий. Необходимость создания такой структуры связана с междисциплинарным характером изыскательской деятельности, которая не может регулироваться каким-то одним министерством или ведомством. К примеру, инженерно-геодезические изыскания в значительной степени регулируются Росреестром, за инженерно-гидрометеорологические изыскания отвечает Росгидромет, а инженерно-экологические изыскания осуществляются в соответствии с теми регулирующим документами, которые готовит Министерство природных ресурсов и экологии. Именно поэтому в данном случае необходим комплексный подход, который не может быть реализован исключительно с опорой на Градостроительный кодекс РФ.
Общий подход Комитета к разработке «дорожной карты», очевидно будет состоять в том, чтобы скоординировать план мероприятий, который будет предложен Правительству России с теми программами, которые уже реализуются в смежных отраслях и будут разрабатываться Минстроем России и субъектами Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. При этом изыскательская программа мероприятий, судя по всему, будет рассчитана на три года.
Данная разработка началась в марте 2023 года в соответствии с поручением руководства Национального объединения и была поддержана в ходе совещаний, проведенных в Минстрое России и Главгосэкспертизе, сказал Андрей Антипов. В рамках выступления он, рассказал о некоторых проблемах, которые существуют сегодня в инженерных изысканиях, представил примерную структуру будущего рекомендательного документа и некоторые подходы к реализации «дорожной карты».
На протяжении многих лет вопреки международным практикам происходит снижение доли изыскательских работ в общем объеме финансирования строительных проектов. Противодействовать этой тенденции, по мнению докладчика, необходимо путем повышения статуса инженерных изысканий и всего комплекса проектно-изыскательских работ. Делать это необходимо в контексте управления всем жизненным циклом объекта капитального строительства.
Среди проблем Андрей Антипов выделил отказ от территориального принципа проведения инженерных изысканий, который был реализован в советское время крупными региональными трестами (ТИСИЗами) и явное отставание нормативной базы от уровня технологий, применяемых ведущими изыскательскими предприятиями на современном этапе. По его словам, «те стройки, которые на сегодняшний день есть и будут в Российской Федерации, а тем более инфраструктурные проекты, требуют и объектового, и территориального подхода к проведению изысканий одновременно. И отрасли придется в этом направлении работать».
В выступлении Андрея Антипова прозвучало интересное предложение, связанное с формированием межведомственного совета по развитию инженерных изысканий. Необходимость создания такой структуры связана с междисциплинарным характером изыскательской деятельности, которая не может регулироваться каким-то одним министерством или ведомством. К примеру, инженерно-геодезические изыскания в значительной степени регулируются Росреестром, за инженерно-гидрометеорологические изыскания отвечает Росгидромет, а инженерно-экологические изыскания осуществляются в соответствии с теми регулирующим документами, которые готовит Министерство природных ресурсов и экологии. Именно поэтому в данном случае необходим комплексный подход, который не может быть реализован исключительно с опорой на Градостроительный кодекс РФ.
Общий подход Комитета к разработке «дорожной карты», очевидно будет состоять в том, чтобы скоординировать план мероприятий, который будет предложен Правительству России с теми программами, которые уже реализуются в смежных отраслях и будут разрабатываться Минстроем России и субъектами Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. При этом изыскательская программа мероприятий, судя по всему, будет рассчитана на три года.